-

Контейнерные потоки между США и северными провинциями КНР (Харбин) проходят через порты Такома (США) - Кобе (Япония) - Далянь (КНР). Расстояние перевозки составляет 6965 миль. Аль­тернативный транзитный транспортный коридор «Восток-Запад» предусматривает новое направление грузопотоков через россий­ский Дальний Восток: порт Такома - порт Восточный - погранич­ный переход Гродеково - Харбин. Протяженность пути сокращает­ся на 1746 миль. Но главное здесь в том, что провинция Хэйлунц­зян получает возможность уже в ближайшей перспективе значи­тельно увеличить грузопотоки экспортно-импортного назначения в Северную Америку, Японию и другие страны АТР. Общий объем грузопотоков из Северо-Восточного Китая в сторону портов При­морья оценивается в 30 млн т в год в обозримой и до 100 млн т - в более отдаленной перспективе.

Наибольшую конкуренцию для российских портов на юге При­морья может составить северокорейский порт Раджин с 3 прича­лами, 13 пирсами, глубинами от 8 до 10,6 м, общей длиной прича­лов 2,5 км. Он расположен в центре особой экономической зоны «Раджин - Сонбон». Порт может принимать суда водоизмещением от 5 до 30 тыс. т. Причалы не оборудованы специальными кранами для контейнеров, поэтому их погрузка-разгрузка ведется обычны­ми кранами. В 1995 г. была открыта регулярная контейнерная ли­ния Раджин - Пусан, а в 1999 г. - Раджин - Ниигата. При реконст­рукции дорог Сонбон - Ранджин и Тумынь - Чхорджин, а также при сооружении крупных современных портов в зоне «Раджин-Сонбон» КНДР может взять на себя значительную часть переработки экспортно-импортных грузов Северо-Восточного Китая.

Тем не менее сохраняются и перспективы развития портов Посьет и Зарубино в Хасанском районе Приморского края, наибо­лее близко расположенных к границе и достаточно крупным цен­трам провинции Цзилинь. Уже в ближайшие годы сюда может быть направлено до 5 млн т экспортно-импортных грузов и до 100 тыс. т контейнеров в год. Кроме того, развитие зоны «Раджин-Сонбон» в КНДР и формирование здесь современных портов с контейнерны­ми терминалами могут существенно увеличить транзитный грузо­поток японских контейнеров, следующих в Западную Европу через порты КНДР с выходом на Транссиб.