-

Итак, для компании сырьевого типа весьма типич­на ситуация, при которой производственные расходы в результате инфляции растут, но из-за конкуренции цены на свою продукцию она вынуждена снижать.

Для Уоррена преуспевающим бизнесом является та­кой, который благодаря наличию потребительской мо­нополии имеет возможность повышать цены на свои товары нейтрализуя действие инфляции и избежав при этом сокращения спроса на свою продукцию. В резуль­тате компания продолжает получать значительные при­были, как бы ни бушевала инфляция.

9

ПОВЫШАЕТ ЛИ НЕРАСПРЕДЕЛЕННАЯ

ПРИБЫЛЬ РЫНОЧНУЮ стоимость

____________ КОМПАНИИ?___________

На закате своей жизни Грэм высказывал идею о том, что фондовый рынок состоит из двух компонентов. Одна часть рынка ориентирована на долгосрочные инвестиции, которые дают рыночному курсу акций время отреагиро­вать на их растущую внутреннюю стоимость. Другой ком­понент подобен казино: люди делают ставки на кратко­срочные колебания курса. Грэм считал, что в общем-то на бирже доминирует компонент казино: индивидуал ь- ные инвесторы и организации занимаются спекуляция­ми, пытаясь предугадать, как отразится на стоимости ценных бумаг поступающая изо дня вдень информация.

Грэм считал, что именно наличие этих спекулянтов да­ет шанс терпеливому и нвестору извлечь максимум пользы из своих знаний и навыков. Пока в казино правят бал страх и жадность, у инвестора, нацеленного на дальнюю пер­спективу, не будет недостатка в возможностях приобре­сти компании дешевле их действительной стоимости.

Уоррен придерживается той же теории, дополняя ее одним важным условием. Он считает, что рыночный курс акций компании в перспективе обязательно повы­сится лишь в том случае, если собственный капитал компании непрерывно наращивается за счет разумно­го реинвестирования прибылей. Прекрасным примером этого является его собственная компания «Berkshire Hathaway», которая в 1981 г. имела собственный капи­тал в размере 527 долларов на акцию. Акции ее котиро­вались в районе 525 долларов. Шестнадцать лет спустя, в 1997 г., собственный капитал компании достиг при­мерно 20 тысяч долларов в расчете на одну акцию, а ак­ции выросли в цене до 45 тысяч долларов. Уоррен увели­чил стоимость компании, направляя нераспределенную прибыль на покупку целиком или частями компаний со стабильно прочным экономическим положением. Вме­сте с увеличением собственного капитала компании росла и сумма, в которую компанию оценивал фондо­вый рынок. Это и отразилось на курсе акций.