-

3

ИМЕЕТ ЛИ КОМПАНИЯ ВОЗМОЖНОСТЬ РЕГУЛИРОВАТЬ ЦЕНЫ,

_________ НЕЙТРАЛИЗУЯ ИНФЛЯЦИЮ?_______

Инфляция вызывает рост цен. Однако компании сырь­евого типа сталкиваются с проблемой, когда при уве­личении затрат на заработную плату и сырье в условиях перепроизводства они вынуждены снижать цены на го­товую продукцию, чтобы стимулировать спрос. В такой ситуации может получиться так, что себестоимость то­варов становится выше уровня цен на эти товары, кото­рый сложился на рынке. В результате компании терпят убытки. Обычно это приводит к тому, что компания сокращает производство, пока спрос не сравняется с . предложением. Но для этого требуется время. Законы спроса и предложения возьмут свое, но не в одночасье. Пока же это случится, убытки накапливаются и жизне­способность компании уменьшается. С этой проблемой, например, постоянно сталкиваются скотоводы. Цены на живой скот падают, а стоимость кормов, трудовых ресур­сов, затрат на топливо, страхование, ветеринарные услу­ги и пользование пастбищами растет. Стоит ошибиться в прогнозе цен на скот на следующую осень, и фермер может оказаться перед угрозой банкротства.

Подобное положение периодически возникает на рынке авиаперевозок. Авиакомпании вынуждены нести весьма значительные постоянные издержки. Самолеты, топливо, объединенные в профсоюзы пилоты, механи­ки, стюардессы, аэродромный персонал — все это сто­ит больших денег. А в условиях инфляции эти расходы только растут. С другой стороны, имеет место ценовая война, и авиаперевозчики, чтобы выдержать конкурен­цию, вынуждены снижать цены на билеты. Хотите ле­теть из Нью-Йорка в Лос-Анджелес? За вас как пасса­жира, расталкивая друг друга локтями, соперничает полдюжины или даже больше авиакомпаний. Если одна из компаний существенно снижает цены, теряют от это­го все. В 1960-е гг. перелет из Омахи в Париж стоил бо­лее тысячи долларов. Когда же мне недавно понадобилось лететь в Париж, я заплатила за билет всего 500 долларов. Хотя расходы на самолеты, топливо, пилотов, об­служивающий персонал и эту ужасную еду, которой пас­сажиров кормят в полете, за последние тридцать лет вы­росли вчетверо, но билеты благодаря ценовой войне стали дешевле. Правда, авиакомпания, продавшая мне мой билет, богаче от этого не стала. Теперь вы понимае­те, почему очень многие авиакомпании уходят с рынка.