-

Хорошим примером коммерческой организации, воспользовавшейся преимуществами первого продавца, основанными на сетевых характерис­тиках, является еВау. Роль электронных аукционов возрастает, если число их участников увеличивается, потому что чем больше людей принимает в них участие, тем больше можно продать товаров и, следовательно, привлечь покупателей, заинтересованных в этих продуктах. Таким образом, еВау первым привлек к себе клиентов и получил преимущество перед другими фирмами, и теперь конкурентам трудно соперничать с ним в сфере при­влечения клиентов.

Продавец, первым выпустивший продукцию, оказывается в более вы­годном положении каждый раз, когда расходы, которые клиент понесет при переходе на использование продукции конкурентов, будут высокими. Рас­смотрим в качестве примера компьютерное программное обеспечение. Пе­реход с использования операционной системы Арр1е на БОЗ связан со зна­чительными расходами. После того как компания отдаст предпочтение од­ной из операционных систем, ее деятельность будет ограничена опреде­ленными рамками, поскольку теперь при приобретении программного обес­печения ей придется руководствоваться требованиями выбранной опера­ционной системы. При ее замене компания лишится всех средств, затра­ченных на приобретение ПО.

Многие графические программные продукты, основанные на операци­онной системе Арр1е, позволили воспользоваться преимуществом продав­ца, первым предложившего продукцию на рынке, поскольку у потребите­лей возникли сложности с переходом на использование программного обес­печения, в основе которого лежала операционная система ДУтсЬи'з. Рас­ходы клиентов на перепрофилирование оказались довольно высокими, по­скольку для замены системы иужно было изменить аппаратные средства компьютера. Поэтому, предложив продукцию на рынке первыми, произ­водители ПО, основанного на операционной системе Арр1е, добились пре­имущества перед игроками, появившимися позднее, так как расходы кли­ентов, связанные с переходом на использование другого программного обес­печения, были высокими.