-

В отличие от России, в Китае имеется необходимое и достаточ­ное национальное законодательство, определяющее режим при­граничного сотрудничества. Вплоть до настоящего времени со­вершенствование центрального и регионального законодательст­ва в КНР продолжается.

Началом формирования правовой базы приграничного сотруд­ничества можно считать 1984 г., когда с развитием политики «от­крытости внешнему миру» Госсовет КНР утвердил «Временные способы регулирования приграничной торговли в малых разме­рах». В этом документе впервые были провозглашены 5 принципов малой приграничной торговли - так называемые «5 действий, ко­торые предпринимателю или торговой компании необходимо вы­полнить самостоятельно: «самому искать ресурсы», «самому ис­кать пути сбыта», «самому вести переговоры», «самому удерживать равновесие», «самому отвечать за прибыли и убытки».

Основная часть современной нормативно-правовой базы КНР по вопросам приграничного сотрудничества и приграничной тор­говли активно формировалась в 1987-1996 гг. В этот период были разработаны и законодательно установлены общие принципы, за­дачи, пределы и границы приграничной торговли (как по суммам сделок, так и по территориальным масштабам); определены статус участников приграничной торговли, компетенция органов государ­ственного управления, курирующих вопросы приграничной тор­говли.

В этот же период были введены в действие отраслевые доку­менты, направленные на организацию и развитие приграничной торговли. К ним относятся документы, регулирующие порядок взаиморасчетов в приграничной торговле, создание приграничных зон технико-экономического сотрудничества, торговую деятель­ность приграничных народных рынков (на китайской территории), организацию грузопотоков через пограничные пункты пропуска, режимы пребывания в пограничных зонах.