-

Еще одна крупная стратегическая проблема Китая - слабая обеспеченность страны нефтью и газом. Проблема дефицита неф­ти и газа в КНР может быть решена только на базе межнациональ­ного сотрудничества, поскольку требуются многомиллиардные ин­вестиции. В южной части Дальнего Востока имеются по крайней мере 3 перспективных нефте- и газоносных бассейна. Начатые еще в дореформенные годы, разведочные расчеты не завершены. Причем проблема нефти и газа имеет первостепенное значение и для самых южных регионов Дальнего Востока. Поэтому объедине­ние усилий региональных российских и китайских властей по поис­ку (а впоследствии по совместной эксплуатации) нефтяных и газо­вых месторождений может стать важным разделом приграничного сотрудничества. Приоритеты в этом направлении имеют Еврейская автономная область, Хабаровский и Приморский края.

В сферу приграничного сотрудничества также попадают поиск, разведка и подготовка к эксплуатации месторождений меди, агро­руд, редкоземельных металлов и легирующих добавок. Полная реализация каждого из проектов стоимостью от нескольких десят­ков миллионов до нескольких миллиардов долларов - дело прави­тельств обеих стран, но подготовительная их стадия может быть включена в сферу приграничного сотрудничества.

Несмотря на значительные по объему лесовосстановительные программы, в ближайшие 10-15 лет в Китае ожидается нарастание проблемы лесоснабжения. Сосредоточение на Дальнем Востоке и Сибири основных лесных ресурсов России предопределяет реаль­ные возможности их экспорта в Китай. Запасы древесины в лесах КНР - 10,1 млрд м3. Однако леса Китая в эксплуатационном отно­шении малоконкурентны. Значительная часть древесины относит­ся к категории топливной. Растущие потребности страны не могут быть удовлетворены за счет своих ресурсов. Поэтому Китай сего­дня является наиболее крупным потребителем дальневосточной древесины, в основном круглого леса. Но проблема в том, что от­данные на откуп мелким предприятиям заготовки леса и его экс­порт в Китай ведут к хищнической эксплуатации лесов. Это не нуж­но России и вряд ли нужно Китаю. Поэтому приграничное сотруд­ничество должно поставить заслон такому хозяйствованию. Здесь есть два принципиальных направления сотрудничества: запрет экспорта круглого леса в КНР со стимулированием развития ки­тайских деревообрабатывающих и лесозаготовительных предпри­ятий в России; участие китайских организаций в воспроизводстве лесных ресурсов.