Еще одна крупная стратегическая проблема Китая - слабая обеспеченность страны нефтью и газом. Проблема дефицита нефти и газа в КНР может быть решена только на базе межнационального сотрудничества, поскольку требуются многомиллиардные инвестиции. В южной части Дальнего Востока имеются по крайней мере 3 перспективных нефте- и газоносных бассейна. Начатые еще в дореформенные годы, разведочные расчеты не завершены. Причем проблема нефти и газа имеет первостепенное значение и для самых южных регионов Дальнего Востока. Поэтому объединение усилий региональных российских и китайских властей по поиску (а впоследствии по совместной эксплуатации) нефтяных и газовых месторождений может стать важным разделом приграничного сотрудничества. Приоритеты в этом направлении имеют Еврейская автономная область, Хабаровский и Приморский края.
В сферу приграничного сотрудничества также попадают поиск, разведка и подготовка к эксплуатации месторождений меди, агроруд, редкоземельных металлов и легирующих добавок. Полная реализация каждого из проектов стоимостью от нескольких десятков миллионов до нескольких миллиардов долларов - дело правительств обеих стран, но подготовительная их стадия может быть включена в сферу приграничного сотрудничества.
Несмотря на значительные по объему лесовосстановительные программы, в ближайшие 10-15 лет в Китае ожидается нарастание проблемы лесоснабжения. Сосредоточение на Дальнем Востоке и Сибири основных лесных ресурсов России предопределяет реальные возможности их экспорта в Китай. Запасы древесины в лесах КНР - 10,1 млрд м3. Однако леса Китая в эксплуатационном отношении малоконкурентны. Значительная часть древесины относится к категории топливной. Растущие потребности страны не могут быть удовлетворены за счет своих ресурсов. Поэтому Китай сегодня является наиболее крупным потребителем дальневосточной древесины, в основном круглого леса. Но проблема в том, что отданные на откуп мелким предприятиям заготовки леса и его экспорт в Китай ведут к хищнической эксплуатации лесов. Это не нужно России и вряд ли нужно Китаю. Поэтому приграничное сотрудничество должно поставить заслон такому хозяйствованию. Здесь есть два принципиальных направления сотрудничества: запрет экспорта круглого леса в КНР со стимулированием развития китайских деревообрабатывающих и лесозаготовительных предприятий в России; участие китайских организаций в воспроизводстве лесных ресурсов.