-

•          внешнеэкономическая политика правительств России и Китая относительно приграничного и торгово-экономического со­трудничества принципиально различается; власти Китая ведут активную деятельность по развитию приграничного торгового обмена, считая его эффективной и необходимой для Китая и России формой торговли; государственные и местные власти

России проводят ограничения в этой сфере; зона товарного приграничного обмена создана пока только на китайской тер­ритории; с российской стороны практически отменен безвизо­вый въезд китайцев, оформление лицензии на въезд рабочих длительно, срок пребывания ограничен, плата за оформление въезда растет;

•          неудовлетворительна товарная структура двусторонней тор­говли, поставляемые товары имеют низкую наукоемкость и ма­лую добавленную стоимость;

•          на низком уровне находится научно-техническое сотрудниче­ство, не используется потенциал науки и разработок России и Китая; китайские регионы заключают контракты главным обра­зом на строительные работы и поставку рабочей силы; незна­чителен объем сотрудничества в сферах науки и техники;

•          малы объемы взаимных инвестиций, отсутствуют долговре­менные программы сотрудничества в области производствен­ной кооперации;

•          наличествует дисбаланс между импортом и экспортом: Китай ввозит товаров на большую сумму, чем вывозит;

•          медленно идет реформирование субъектов структуры торговли с Россией; внешнеторговые организации периода плановой экономики в КНР устарели и уходят с российского рынка; но­вые крупные и средние предприятия, акционерные и частные компании еще не стали полноценными субъектами торгово­экономического сотрудничества с Россией; подавляющую часть экспорта и импорта осуществляют мелкие и мельчайшие предприятия;