• внешнеэкономическая политика правительств России и Китая относительно приграничного и торгово-экономического сотрудничества принципиально различается; власти Китая ведут активную деятельность по развитию приграничного торгового обмена, считая его эффективной и необходимой для Китая и России формой торговли; государственные и местные власти
России проводят ограничения в этой сфере; зона товарного приграничного обмена создана пока только на китайской территории; с российской стороны практически отменен безвизовый въезд китайцев, оформление лицензии на въезд рабочих длительно, срок пребывания ограничен, плата за оформление въезда растет;
• неудовлетворительна товарная структура двусторонней торговли, поставляемые товары имеют низкую наукоемкость и малую добавленную стоимость;
• на низком уровне находится научно-техническое сотрудничество, не используется потенциал науки и разработок России и Китая; китайские регионы заключают контракты главным образом на строительные работы и поставку рабочей силы; незначителен объем сотрудничества в сферах науки и техники;
• малы объемы взаимных инвестиций, отсутствуют долговременные программы сотрудничества в области производственной кооперации;
• наличествует дисбаланс между импортом и экспортом: Китай ввозит товаров на большую сумму, чем вывозит;
• медленно идет реформирование субъектов структуры торговли с Россией; внешнеторговые организации периода плановой экономики в КНР устарели и уходят с российского рынка; новые крупные и средние предприятия, акционерные и частные компании еще не стали полноценными субъектами торговоэкономического сотрудничества с Россией; подавляющую часть экспорта и импорта осуществляют мелкие и мельчайшие предприятия;